«Сириус» и супердети. Как отбирают в лучший центр молодых талантов России?

Всем родителям хотелось бы, чтобы педагоги разглядели уникальные таланты именно в их ребёнке и помогли ему их реализовать. Теперь эти шансы повышаются.

Новый масштабный нац­проект «Образование» включил цель по поиску и развитию одарённых детей в

рамках отдельного федерального проекта «Успех каждого ребёнка». Как сегодня искать и развивать талантливых детей? Об этом «АиФ» рассказала руководитель фонда «Талант и успех», а также центра для одарённых детей «Сириус» в Сочи, член Совета при Президенте РФ по науке и образованию Елена Шмелёва

Нешкольные уроки

— Елена Владимировна, сегодня способных детей привыкли выявлять через олимпиады. Но не устарела ли эта технология отбора талантов? 

— Вы правы, это можно назвать минусом олимпиадной системы — ею охвачены далеко не все талантливые дети. Но и мы не отбираем ребят исключительно по результатам олимпиад. Эксперты центра учитывают олимпиадные достижения, но проводят самостоятельный отбор: сначала заочный отборочный этап в регионах в формате дистанционной олимпиады (и принять участие в нём может любой желающий, достаточно просто зарегистрироваться на нашем сайте), затем очный тур, когда школьники приезжают решать задания на региональные площадки партнёров центра «Сириус». Конкурс огромный и достигает порой нескольких десятков человек на место! На спортивные программы ребята зачисляются по результатам всероссийских соревнований, на программы по хореографии, рисованию, музыке — по итогам оценки экспертами видеозаписей творческих работ. Также мы учитываем их победы в конкурсах самого высокого уровня. 

— В педагогической среде немало противников того, что талант­ливых детей нужно отбирать и учить отдельно, помещая в элитные спецшколы, центры. А вы как считаете?

— Я согласна с тем, что нельзя «вытягивать» талантливых детей из родных школ, городов, регионов и концентрировать их в столице или других крупных городах. И «Сириус» этого не делает: подавляющее большинство наших воспитанников не из Москвы и Санкт-Петербурга, все после обучения в Сочи возвращаются обратно, но остаются с нашими педагогами на связи. Они в том числе помогают им делиться полученными знаниями со своими одноклассниками, ребятами помладше из их школы. Так, у нас успешно развивается проект «Уроки настоящего», когда выпускники «Сириуса» помогают объяснять передовые научные идеи. Сейчас в проекте более 90 площадок и почти 900 учеников 7-11-х классов. На занятиях ребята слушают онлайн-лекции ведущих учёных и экспертов, участвуют в решении реальных научных и технологических задач.

Дети в центре всего. Режиссёр Ханс-Йоахим Фрай — о работе в «Сириусе»

Сети для одарённых

— В каждом регионе будут создавать центры, подобные «Сириусу». А найдётся ли столько талантливых педагогов, чтобы учить в них ребят?

— Да, на данный момент создано 34 региональных центра, работающих по модели «Сириуса». И мы планируем, что к 2022 году — или даже раньше — наша сеть охватит все регионы. Безусловно, с одарёнными детьми нужно уметь работать, и мы готовы делиться с педагогами в регионах этими навыками. В «Сириусе» учатся не только школьники, но и учителя — на специальных программах повышения квалификации. Очень важно обучить педагогов в регионах работать с детьми так, чтобы им было не скучно, чтобы они могли проявить свои способности, не ограничивались зубрёжкой школьной программы. Понимаете, если в регионах будет создаваться среда по работе со школьниками — со всеми, не только с самыми талантливыми, — будет пропадать эта тенденция к концентрации талантов в столичных центрах, о которой вы говорили. 

— Сейчас пытаются ввести раннюю профориентацию для школьников. Правильный ли это подход? 

— Целью современного образования не должна быть подготовка узких специалистов со школьной скамьи. Школа и университет должны дать ребёнку возможность освоить те навыки, которые помогут ему в дальнейшем, вне зависимости от того, какую специальность он выберет. Это, например, навыки усвоения новой информации, работы в команде, умение формулировать проблему и искать её решение. Если у ребёнка будет такая база, основанная на хорошем знании профильных дисциплин, он сможет самостоятельно сравнить разные направления, взвесить плюсы и минусы и по итогам выбрать свою специальность осознанно. 

Две стороны медали. Как мотивировать школьников хорошо учиться?

— В «Сириусе» выбраны направления, по которым занимаются с талантливыми детьми, — математика, физика, информатика, биология, хореография, хоккей и фигурное катание, литературное творчество, шахматы и рисование. А почему именно эти направления?

— У Владимира Путина, по инициативе которого и был создан «Сириус», сразу было видение того, что образовательный центр должен стать площадкой для объединения талантливых детей в области науки, искусства и спорта, чтобы дать детям возможность для комплексного развития. Мы не ставим цель — углублённое преподавание школьной программы, мы даём ребятам возможность осваивать научные дисциплины на качест­венно ином уровне. Они решают олимпиадные задачи, ставят эксперименты, работают над реальными проблемами — не теми, которые описаны в учебнике по химии, а теми, которые перед ними ставят представители университетов, научных институтов, корпораций. 

Молодёжь в науке

— Сейчас «Сириус» проводит образовательные программы для школьников из всех регионов России, в Парке науки и искусства есть краткосрочные каникулярные программы, с 1 сентября начали работу инженерно-математические классы для десятиклассников из Сочи и Адлера… 

— В конце этого года будет достроена и начнёт работу школа «Сириус», где будут учиться 800 человек. Ребята смогут составлять индивидуальный учебный план, самостоятельно строить свою образовательную программу, предполагающую обучение у ведущих педагогов страны, встречи с учёными, дискуссии с экспертами… Особенностью учебного процесса станут экспериментальные курсы, сетевые образовательные программы, междисциплинарные и исследовательские модули. 1 сентября на заседании попечительского совета, который лично проводил Владимир Путин, нам было поручено создать в Имеретин­ском районе Инновационный научно-технологический центр «Сириус» (ИНТЦ) для научных исследований, развития новых программ подготовки студентов, создания новых технологий.

Важно понимать, что ИНТЦ — это не просто место, где будут сконцентрированы лаборатории, здесь мы объединим образовательную, научную и практическую деятельность. Это значит, что тут будут обучаться студенты, будет вестись научно-исследовательская работа, и, что очень важно, результаты исследований станут внедряться в жизнь, в производственный процесс. Появятся новые рабочие места для самых целеустремлённых школьников и студентов. Фундаментальная наука — это очень важно, но также важно показать переход от теории к практике. Воплощение разработки в жизнь — длительный процесс, который затрагивает массу и технологических, и юридических аспектов, и мы приложим все усилия, чтобы на территории ИНТЦ встречались заказчики инноваций (бизнес), их создатели (учёные), молодые талантливые люди (студенты, школьники)… Результаты, полученные на территории центра, будут востребованы не только для производства продукции, но и для того, чтобы сформулировать новые образовательные стратегии и методики. Наконец, ещё одна задача ИНТЦ — разрабатывать, развивать и передавать лучшие практики — и исследований, и обучения — в другие регионы. 

Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Разные новости мира © 2018 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх